Социальный психолог и экс-глава московского муниципального округа Гагаринский Елена Русакова в годовщину начала "спецоперации" в Украине написала текст о причинах войны и состоянии гражданского общества в России
Год с начала катастрофы. Год с начала военного преступления ужасного масштаба. Посреди Европы диктатор уничтожает соседнюю страну, предварительно создав в собственной стране режим оккупации.
Как мы дошли до жизни такой?
30 лет и мы, и мир верили, что ворюгам нужен имидж цивилизованности, поэтому они не пойдут на преступления.
И мир, и российское общество не отреагировали должным образом на ужасные военные преступления в Чечне, затем вторжение в Грузию. Реакция на захват Крыма была, как теперь выясняется, слишком слаба.
В России государство по сути исчезло, превратившись в криминальную корпорацию, которая работает сама на себя. Россияне сегодня - народ без государства. Нет структуры, которая бы защищала наши права в обмен на наши налоги. Российский паспорт - сегодня токсичный фактор для его обладателя. Есть только репрессивная машина, которая по инерции тратит мизерный процент на социальные нужды граждан, но и этот процент сокращается.
В течение 30 лет удавка на шее общества сжималась - уничтожение независимых СМИ и независимости судов, препятствия и запреты для общественных организаций, а потом и просто ликвидация лучших из них; сокращение, а потом и блокировка личных прав и свобод. По сути, ползучий переворот.
Естественно, многие это замечали. Протесты были, порой массовые. Публика легко забывает о таких вещах, и неудивительно: событие запоминается, когда действие имеет последствия. Сверхприбыли от продажи энергоносителей и сырья позволили путинскому режиму не зависеть от общественного мнения и игнорировать любой протест.
Можно ли было это предотвратить? Вероятно, нельзя - слишком мало людей понимало, что происходит, и у этого малого числа было слишком мало ресурсов, чтобы донести свое видение до большинства. Это относится и к российскому, и к западным обществам.
Полного понимания нет и сегодня: об этом свидетельствуют и наивные призывы "свергнуть диктатора", и расистские по сути объяснения причин войны. Увы, диктатуры не свергаются ненасильственным гражданским протестом. Свежий пример - Беларусь. Там и тогда, когда выступления против тирании были успешными, мы обнаруживаем ресурсы организации оппозиционных войск, снабжение оружием и т.д. Ничего подобного в России нет. Наоборот, режим имеет гигантскую внутреннюю армию - 5 млн силовиков и 1,5 млн. гражданских служащих.
Антивоенные протесты в Санкт-Петербурге. Март 2022. |
Расистское объяснение (особенности русского народа) тоже не выдерживает критики: украинцы в РФ - вторая по численности нация - не создали организованного антивоенного движения, а русские в Украине участвуют в обороне наряду со всеми. Ситуация в РФ - аналог СССР, когда все нации не выступали против репрессивного режима, поскольку это было физически невозможно.
Что мы имеем сегодня? Социологические исследования, не применяющие прямых вопросов "поддерживаете ли вы СВО" выявляют, что сторонники войны в явном меньшинстве. Открыто против войны выступает до трети респондентов, и еще есть немалая доля нейтральных и осторожных людей, которые не за войну, но и не готовы протестовать. Это совсем не та картина, которую рисует пропаганда.
Традиционный публичный массовый протест невозможен, поскольку для него нужны средства массового оповещения и большие организации - которые предусмотрительно уничтожены.
Личный протест сохраняется, и то, что доходит до соцсетей - только верхушка айсберга.
Вообще в последние годы люди стали более компетентными в плане самоорганизации и защиты своих прав. Да, это не дает плодов сегодня, но создает хорошие перспективы.
По сути, в РФ существует подпольное сопротивление - в формате волонтерских сетей, культурно-эстетического протеста, благотворительности, правозащиты и многого другого. У людей огромная потребность во взаимодействии и взаимопомощи.
Отдельно хочу отметить огромную и по сути подпольную сеть помощи украинцам, оказавшимся в России. Эта сеть децентрализована и очень эффективна, и показывает наличие зрелых гражданских сил в России.
Такие действия, наряду с протестом - выражение "коллективной ответственности" за агрессию. Это более действенная реакция, чем пассивное переживание "коллективной вины".
Победить путинскую армию может только другая армия. Без этого не вернется нормальная жизнь и в Россию. Победить путинскую пропаганду могут только организованные усилия огромного числа людей. Лишить Путина ресурсов можно только разумными и длительными усилиями всего мира.
Российское государство придется создавать заново. Это огромный труд, но это возможно - особенно в союзе с цивилизованным миром.
Мир же начинает понимать, что нет смысла изолировать Россию, что надо различать режим и общество, что без демократии в России мира не будет. (В обоих смыслах слова "мир", да).
Нет такого гражданского действия, которое бы перевернуло ситуацию в один момент. Но есть множество маленьких шагов, которые меняют ее постепенно. Искать своих, объединяться. Беречь друг друга, помогать тем, кому можно помочь. Перемены неизбежны. Наша задача - готовить их и быть готовыми к ним.
Оригинал