Уважаемый Владимир Александрович!
С восхищением смотрел я на Ваш триумфальный приход во власть и первые шаги в должности президента. Несвойственная политикам открытость и доброжелательность, нетрафаретное мышление и сознание ответственности за свои слова, свобода от корпоративных правил и коррупционных традиций – все это давало надежду на успешный отрыв Украины от советского наследия. Ваше мужество и адекватность после начала российской агрессии также вызывают уважение.
Все это если не разрушено, то подвергнуто сомнению Вашим последним интервью газете The Washington Post. Вы призываете западные страны запретить въезд всем россиянам и даже отправить обратно в Россию тех, кто там уже находится. По каким бы причинам они там ни были. Иначе говоря, Вы предлагаете Западу опустить «железный занавес» на границах с Россией. Так это ровно то, что на протяжении многих десятилетий отличало СССР от свободного мира. Это ровно то, о чем мечтает сегодня Владимир Путин и что постепенно внедряется в российскую жизнь – возврат к советской государственной практике. Вы действительно этого хотите?
С начала войны из Украины эмигрировали от 5 до 7 млн украинцев. Они спасали себя и свои семьи от войны, от российских бомб и ракет, и я не из тех, кто кинет в них камень, упрекая в отсутствии патриотизма и желании выжить любой ценой. Но из России с начала войны тоже эмигрировало по разным оценкам от 200 тыс. до 2 млн человек, которые спасали себя и свои семьи от всесилия российских спецслужб или просто не желали разделять моральную ответственность за агрессивную войну. Вы вменяете им это в вину и требуете их депортации на родину?
Вы говорите, что наш народ должен нести коллективную ответственность за войну, потому что «именно этот народ выбрал такую власть и не борется с ней, не спорит с ней, не кричит на нее». Все в этих словах – неправда. Наш народ не выбирал эту власть, не повторяйте кремлевский нарратив – выборов в нашей стране нет уже много лет. Эту власть даже не передают из одних рук в другие, ее прочно удерживают одни и те же цепкие и безжалостные руки. И как же это никто не борется с ней, не спорит с ней и не кричит на нее, когда не проходит и дня, чтобы кого-нибудь не арестовали или приговорили за сопротивление этой власти?
После аннексии Крыма десятки тысяч людей в России выходили на демонстрации и митинги в поддержку Украины; одиночки выходят и сейчас. Да, этого катастрофически мало, но если Вы по молодости лет не застали советский тоталитаризм, поинтересуйтесь историей антисоветского сопротивления, да и противостоянием диктаторам в других странах. Это совсем не так легко, как Вам кажется. Это не «покричать» на власть с трибуны безопасного митинга или в микрофон под телекамеры.
Вы попрекнули Грецию, что она зарабатывает деньги на российском туризме, и это заработок на крови. Тут я соглашусь с Вами. Но давайте не будем забывать, что вся Европа греется российским газом и это тоже торговля на крови. И еще не забудьте, что Украина тоже находится в торговых отношениях с Россией, продолжая (во время войны!!!) продавать военному противнику услуги своей газотранспортной системы. Именно через Украину поставляется газ на Запад. Это разве не заработок на крови?
Я понимаю, что Украине не хватает ресурсов для противостояния российской экспансии. Все это понимают. В том числе и на Западе. Но не все хотят рисковать сегодняшним благополучием своих стран и дразнить невменяемую кремлевскую власть. Поэтому они учреждают бессмысленные и совершенно не эффективные санкции против тех, кто на эту власть повлиять уже никак не может. Это, что называется, пустые хлопоты. Такие санкции были уместны 15–20 лет назад, когда у российского общества еще сохранялись хоть какие-то инструменты давления на власть. Сегодня их просто нет. Сегодня протестующие идут в тюрьму, поэтому подталкивать их к протестам закрытыми границами, дефицитом товаров или высокими ценами – верх детской наивности. Или, что будет точнее, верх лицемерия со стороны тех, кто мог бы поддержать Украину серьезными поставками современного оружия, но вместо этого отыгрывается на людях, которые и без того барахтаются под пятой деспотии.
Владимир Александрович, война России с Украиной – это не война русского народа с украинским. Это война авторитаризма с демократией. Не надо цивилизационный конфликт низводить до уровня примитивного межнационального противостояния.
Не знаю, как донести до Вас мое обращение, поэтому делаю его публичным в надежде, что оно дойдет до Вас и Вы его прочтете.
С уважением,
Александр Подрабинек, журналист, бывший советский политзаключенный
Москва,
10 августа 2022 г.