четверг, 7 апреля 2022 г.

Леонид Гозман о русских эмигрантах

 В ЗАЩИТУ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ



Я из тех русских, которые активно и публично выступали и выступают против Путина и развязанной им войны со всем миром. Я публично называл Путина военным преступником задолго до того, как это сделал Сенат США. После 24 февраля я обращался к Федеральному Собранию России с требованием начать процедуру импичмента и выходил в пикет с лозунгом «Нет войне. Путина в отставку». Меня много раз арестовывали и судили, однажды при аресте сломали руку. Поэтому я имею право говорить то, что хочу сказать сейчас.

Я обращаюсь к правительствам западных стран. Я понимаю, что все сочувствие мира адресовано сейчас Украине и украинцам – это справедливо, мы с женой тоже участвовали в помощи украинским беженцам. Перефразируя слова Ремарка о том, что вся жалость ушла на русскую эмиграцию, а на немцев ее уже не осталось, сегодня не осталось жалости на русских – они, как в свое время немцы, ассоциируются лишь со своим государством.

Это объяснимо, но неправильно. Русские, протестующие против войны, так же сражаются за свободу не только своей страны, но и всего человечества, как и украинские солдаты. Как в свое время советские диссиденты, они выходят на безнадежный бой – любой человек в России понимает, что протестами Путина не остановить. Они выходят потому, что этого требуют их совесть и их принципы, они не соучастники агрессии, а герои сопротивления. Борьба с путинским режимом не должна превращаться в борьбу с его противниками.

Многие оппоненты Путина вынуждены были сейчас покинуть Родину. На Западе они встретили моральную поддержку рядовых граждан, но столкнулись с массой дискриминационных мер со стороны властей европейских государств. И эти меры касаются не столько тех русских, которые несут личную ответственность за случившуюся трагедию, сколько тех, кто, рискуя жизнью и свободой старался эту трагедию предотвратить.

Во всех странах Европы действуют банковские ограничения для граждан России. Их карты российских банков не работают – Visa и Master Card ушли из России. У некоторых из них есть счета в европейских банках, но в Европе карты им не выдают. Путинский режим не просто выдавливает несогласных с ним граждан из страны - он не позволяет им перевести на Запад честно заработанные деньги или продавать принадлежащее на законных основаниях жилье. К сожалению, европейские банковские ограничения не столько защищают Европу от грязных денег, сколько помогают Путину расправляться со своими оппонентами, оставляя их без средств к существованию.

Многие русские эмигранты обращаются за получением вида на жительства – они хотят находится в Европе на законных основаниях. Но есть уже масса примеров отказа в предоставлении такого статуса или даже в продлении уже существующего людям, которые соответствуют всем европейским критериям, просто потому, что они – граждане России.

Среди новой волны русских эмигрантов есть обеспеченные люди, готовые помогать своим соотечественникам встать на ноги - в противном случае они рано или поздно станут клиентами системы социальной поддержки европейских стран. Однако постоянно говорится об аннулировании их счетов или ограничения их относительно небольшими суммами – хотя речь о людях, которые не замешаны в преступлениях режима и доказали законность происхождения своих средств. Они хотели бы создать структуры взаимопомощи и благотворительной поддержки соотечественников, оказавшихся в изгнании из-за противостояния режиму Путина, но юридические практики в Европе сейчас таковы, что для них это практически невозможно. Русские эмигранты не просят помощи – просто не мешайте им.  

Из-за политики Путина и из-за деклараций о поддержке его действий со стороны руководителей официальных российских университетов сворачиваются программы сотрудничества с российскими учеными и студентами. Поддержка преступлений, разумеется – тоже преступление, но большинство российских ученых в этом преступлении невиновны. Отказ от сотрудничества с ними объективно помогает Путину изолировать российскую интеллигенцию от мира и уничтожить тот интеллектуальный слой, который старается сохранить Россию как часть Европы и спасти оставшиеся островки свободы. А на кого потом и Россия, и мир будут опираться в тяжелейшем процессе строительства новой страны или стран, которые возникнут на территории современной России?

Сотрудничество с русскими интеллектуалами надо продолжать, а русских студентов учить активнее, чем раньше. Речь и о программах очного обучения для оказавшихся за рубежом, и, пока в России не запретили Интернет, об on-line курсах – их, кстати, надо делать бесплатными, российские студенты сегодня не имеют физической возможности платить. Оказавшиеся на Западе русские профессора и ученые должны привлекаться для обучения и просвещения вынужденных покинуть Россию русских молодых людей – это инвестиции в будущую Россию, которая не будет угрозой миру, и в будущую Европу, в которой не повториться сегодняшняя трагедия.

Не имею права советовать лидерам Европы, как решать эти проблемы, знаю только, что решать их нужно срочно!


Леонид Гозман, политик, общественный деятель