Политик Владимир Милов опубликовал выдержки из своего доклада о московском бюджете, который он подготовил для V Конгресса муниципальных депутатов. Мы считаем это общественно важной информацией и делимся текстом с вами, дорогие наши подписчики.
В минувшую субботу на Конгрессе независимых муниципальных депутатов Москвы у нас состоялась интересная дискуссия о бюджете города Москвы - Илья Яшин попросил меня выступить с докладом о том, что с нашим городским бюджетом не так.
Мы договорились изложить мои тезисы в письменном виде и выложить в открытом доступе - чтобы обычным москвичам, муниципальным депутатам и новоизбранным депутатам Мосгордумы было проще ориентироваться в нюансах городского бюджета, где не так просто разобраться. Мои основные претензии к столичному бюджету были в целом поддержаны независимыми муниципальными депутатами Москвы (резолюция Конгресса, как я понимаю, будет опубликована после необходимой редактуры).
1. Бюджет города утратил всякую социальную ориентированность. Ее необходимо вернуть.
Несмотря на то, что в последние годы бюджет г.Москвы по расходам существенно вырос (до почти 3 трлн. рублей), социальная сфера практически никак не выигрывает. Наблюдается устойчивая тенденция снижения доли социальных расходов как доли общих расходов бюджета. Если в 2014 году социальные расходы бюджета Москвы составляли 38% (16,6% образование, 13,5% медицина, 6,9% пенсии, по 0,5% - экология и охрана материнства и детства), то в 2019-м - лишь 26,6% (13% образование, 7,6% медицина, 5,4% пенсии, по 0,3% - экология и охрана материнства и детства). (Структуру расходов можно посмотреть здесь.)
Такие непропорционально высокие расходы на благоустройство в городе представляются совершенно неприемлемыми, с учетом того, что программа благоустройства вызывает среди горожан много критики, в том числе из-за высокой стоимости, неочевидной востребованности, и массы неудобств, доставляемых горожанам постоянными благоустроительными работами.
3. Непрозрачные расходы на транспорт
В отличие от благоустройства, расходы на транспортную политику действительно востребованы горожанами - и это крупнейшая статья городского бюджета. Москва тратит на транспортную политику (без дорожного хозяйства) 400 млрд рублей - это половина всех расходов консолидированного бюджета страны на транспорт (всего 800 млрд в целом по России). Но насколько эффективно тратятся эти средства? Вот пара недавних примеров, когда компания "Мостотрест" Аркадия Ротенберга получила подряды на строительство:
Владимир Милов выступает на Конгрессе |
Мы договорились изложить мои тезисы в письменном виде и выложить в открытом доступе - чтобы обычным москвичам, муниципальным депутатам и новоизбранным депутатам Мосгордумы было проще ориентироваться в нюансах городского бюджета, где не так просто разобраться. Мои основные претензии к столичному бюджету были в целом поддержаны независимыми муниципальными депутатами Москвы (резолюция Конгресса, как я понимаю, будет опубликована после необходимой редактуры).
Сейчас новой Мосгордуме предстоит рассматривать бюджет столицы на следующий год (предположительно в октябре, но пока никто не знает - Собянин пока прячет бюджет за семью печатями). Очень важно заранее выработать консолидированную позицию по ключевым претензиям москвичей к бюджету города - пока еще есть возможность на его принятие повлиять. От бюджета зависит многое - и ненавистная большинству москвичей "оптимизация медицины и образования", и перекопанный город в результате постоянного "благоустройства", и удушение малого бизнеса через рост налоговой нагрузки - все это есть прямое следствие конкретных мер бюджетной политики, на который жители Москвы, к сожалению, совсем не влияют - хотя всё должно быть наоборот. У Москвы почти 3-триллионный бюджет - почти такой же, как у всех Вооруженных Сил России - это примерно миллион рублей в год на одну московскую семью (немало, да?...). Но москвичи лишены возможности влиять на то, как расходуются эти средства. Это категорически неправильно, надо требовать от Собянина полной подконтрольности столичного бюджета москвичам - которые своими деньгами формируют половину доходов городского бюджета (через крупнейший источник доходов бюджета Москвы - НДФЛ, дающий более триллиона рублей поступлений, а также налог на имущество, транспортный налог, акцизы и другие налоги в составе товаров и услуг - структуру доходов можно посмотреть здесь).
Кликабельно |
Надеюсь, что эти тезисы помогут независимым депутатам Мосгордумы нового созыва подготовиться и консолидированно выступить с требованиями корректировки бюджета и бюджетного процесса города Москвы, чтобы изменить бюджет в интересах москвичей, а не распильщиков из мэрии. За неимением свежего проекта бюджета на 2020-2022 годы, который Собянин пока прячет, эти тезисы подготовлены на основании действующего бюджета на 2019-2021 годы - однако тенденции бюджетной политики при Собянине не меняются из года в год, поэтому, скорее всего, основные претензии и к новому проекту бюджета будут теми же.
1. Бюджет города утратил всякую социальную ориентированность. Ее необходимо вернуть.
Несмотря на то, что в последние годы бюджет г.Москвы по расходам существенно вырос (до почти 3 трлн. рублей), социальная сфера практически никак не выигрывает. Наблюдается устойчивая тенденция снижения доли социальных расходов как доли общих расходов бюджета. Если в 2014 году социальные расходы бюджета Москвы составляли 38% (16,6% образование, 13,5% медицина, 6,9% пенсии, по 0,5% - экология и охрана материнства и детства), то в 2019-м - лишь 26,6% (13% образование, 7,6% медицина, 5,4% пенсии, по 0,3% - экология и охрана материнства и детства). (Структуру расходов можно посмотреть здесь.)
Так происходит оттого, что при увеличении общих расходов бюджета приоритетами для мэрии очевидным образом являются другие направления - прежде всего транспорт и благоустройство (о чем речь пойдет ниже). Расходы на социальную сферу либо увеличиваются незначительно, либо и вовсе сокращаются. Например, в соответствии с действующим бюджетом города на 2019-2021 годы, на 2020-2021 гг. запланировано сокращение расходов на здравоохранение на 30 млрд рублей в год (можете убедиться здесь)! И это при том, что тема "оптимизации" медицины вызывает острое недовольство москвичей.
Необходима корректировка основ бюджетной политики города Москвы с постановкой цели сформировать в городе подлинно социально ориентированный бюджет, и повысить совокупную долю социальных расходов (медицина, образование, охрана семьи и детства, экология, пенсии) с сегодняшних менее 27% до более 50% (как в бюджетах других российских городов-миллионников).
Особую озабоченность вызывает сжатие доли пенсионных расходов в бюджете города - это не только ведет к прямому ухудшению уровня жизни городских пенсионеров, но и к удару по экономике города - сокращению спроса на товары и услуги, сдерживанию роста городской экономики. Хотя утвержденный бюджет Москвы на 2019 год по расходам на 70% выше бюджета 2013 года, но расходы столичного бюджета на пенсионное обеспечение — лишь на 30% выше (т.е. налицо отставание их темпов роста). По сути пенсионные надбавки индексировали только один раз, перед «выборами» 2018 года, но на 2019-2021 год официально приняли бюджет с индексацией — 0%, хотя инфляция никуда не делась! Если в 2013 году расходы бюджета Москвы на пенсионное обеспечение составляли 7,1% процентов общих расходов городского бюджета, то в 2019 году они составят всего 5,4%, а на 2021-й год утверждено дальнейшее сокращение их доли до 5,1%.
Существуют довольно очевидные направления изыскания средств для наращивания социально ориентированных расходов бюджета города Москвы:
- Сокращение расходов на благоустройство, содержание чиновничества (в столице почти 20 тысяч чиновников, это явно избыточное количество) и господдержку СМИ (в совокупности эти статьи дают порядка 20% расходов городского бюджета);
- Инвентаризация субсидий городским монополиям и сокращение избыточных субсидий;
- Инвентаризация городских закупок и ликвидация коррупционной составляющей;
- Резкое повышение доходов от использования государственного имущества, которые на сегодня неприемлемо низки.
Собянинская плитка стала уже притчей во языцех и год от года "благоустройство" всё масштабнее и циничнее |
2. Городские расходы на благоустройство чрезмерно раздуты и не отражают реальной потребности города в этих мероприятиях
Бюджет Москвы на «благоустройство» в 2019 году составляет 270 млрд рублей, расходы на благоустройство в последние годы бурно росли: с 2014 года они более чем удвоились, со 128 до 270 млрд рублей, а их доля в расходах столичного бюджета выросла с 8% до 10%. На благоустройство в городе тратится средств:- На 20% больше, чем на городское здравоохранение;
- В 1,4 раза больше, чем на общее образование;
- Вдвое больше, чем на городское пенсионное обеспечение;
- В 3,5 раза больше, чем на дошкольное образование;
- В 30 раз больше, чем на охрану материнства и детства;
- В 34 раза больше, чем на охрану окружающей среды.
- Бюджета 400-тысячной Росгвардии (240 млрд рублей);
- Бюджета Министерства сельского хозяйства России (263 млрд рублей) и всех (!) субсидий агропромышленному сектору России;
- В полтора раза выше чем все расходы федерального бюджета на фундаментальную науку (180 млрд рублей);
- Более чем в полтора раза выше федеральных расходов на судебную систему (170 млрд рублей); ну там много еще можно перечислять.
Такие непропорционально высокие расходы на благоустройство в городе представляются совершенно неприемлемыми, с учетом того, что программа благоустройства вызывает среди горожан много критики, в том числе из-за высокой стоимости, неочевидной востребованности, и массы неудобств, доставляемых горожанам постоянными благоустроительными работами.
Метро строится по всему городу, однако бюджеты и отчетность ГУП "Метрополитен" и его застройщиков абсолютно непрозрачны и неподконтрольны налогоплательщикам / Фото: Агентство Москва/Никеричев Андрей |
В отличие от благоустройства, расходы на транспортную политику действительно востребованы горожанами - и это крупнейшая статья городского бюджета. Москва тратит на транспортную политику (без дорожного хозяйства) 400 млрд рублей - это половина всех расходов консолидированного бюджета страны на транспорт (всего 800 млрд в целом по России). Но насколько эффективно тратятся эти средства? Вот пара недавних примеров, когда компания "Мостотрест" Аркадия Ротенберга получила подряды на строительство:
- Перегона метро Саларьево-Столбово стоимостью более 40 млрд рублей за 12 километров;
- Участка Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе стоимостью 52 млрд рублей за 18 километров.
Необходим всесторонний публичный аудит огромных транспортных расходов бюджета Москвы - есть все основания утверждать, что значительные средства здесь утекают "в песок" и идут на финансирование коррупционной составляющей, или по крайней мере тратятся неэффективно.
4. Низкие поступления от использования городского имущества
Правительство Москвы владеет огромным недвижимым и движимым имуществом, однако доходы от его использования составляют в 2019 году всего лишь 6,7% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города (165 млрд рублей в бюджете на 2019 год). Доля доходов от использования городского имущества в общих налоговых и неналоговых доходах бюджета города постоянно снижается: в 2015-2017 годах она составляла почти 8%.
Такое положение дел неприемлемо и свидетельствует о том, что правительство Москвы не выполняет своих функций по эффективному использованию городского имущества, в результате чего бюджет города Москвы систематически лишается важного источника поступлений, а выгоду от использования городского имущества получают сторонние лица.
4. Низкие поступления от использования городского имущества
Правительство Москвы владеет огромным недвижимым и движимым имуществом, однако доходы от его использования составляют в 2019 году всего лишь 6,7% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города (165 млрд рублей в бюджете на 2019 год). Доля доходов от использования городского имущества в общих налоговых и неналоговых доходах бюджета города постоянно снижается: в 2015-2017 годах она составляла почти 8%.
Такое положение дел неприемлемо и свидетельствует о том, что правительство Москвы не выполняет своих функций по эффективному использованию городского имущества, в результате чего бюджет города Москвы систематически лишается важного источника поступлений, а выгоду от использования городского имущества получают сторонние лица.
5. Чрезвычайно низкая доля собственных бюджетных доходов муниципалитетовПо данным ФНС России на 01.09.2019 г., доля доходов местных бюджетов в общей структуре доходов консолидированного бюджета города Москвы составляет всего 0,19% (можно посмотреть здесь). Такой уровень финансирования соверщенно не позволяет обеспечить нормальное функционирование местного самоуправления в городе. Надо сказать, что в г.Москве отсутствует нормативная база, регулирующая отношения между городской властью и муниципалитетами по вопросу стабильной системы определения доли городских доходов, отчисляемых в местные бюджеты: нормативы отчислений в конкретные бюджеты отдельных муниципалитетов определяются ежегодными приложениями к закону о бюджете, причем постоянно меняются по непрозрачным критериям.
В то же время, Бюджетный кодекс Российской Федерации (ч.2 ст.61.1) определяет, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, по нормативу 5 процентов.
Необходимо принятие законодательных актов города Москвы, закрепляющих постоянные гарантированные обязательства по отчислению в бюджеты муниципалитетов города доходов, достаточных для обеспечения нормального функционирования местного самоуправления в городе Москве, по нормативам, существенно превышающим сложившиеся сегодня 0,19% от общих доходов консолидированного бюджета г.Москвы. Параллельно с этим необходима передача существенных полномочий по управлению расходами на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство на местный уровень.
6. Полное отсутствие необходимости взимания торгового сбора в городе Москве
Законом г.Москвы от 17 декабря 2014 года №62 "О торговом сборе" в городе Москве введен особый региональный налог, которого нет почти больше нигде в стране - торговый сбор для малых предпринимателей. На сегодня доходы от торгового сбора составляют менее 0,4% от общих доходов консолидированного бюджета города Москвы (всего 5,7 млрд рублей за январь-август 2019 года по данным ФНС России, посмотреть можно здесь; план на год - около 8 млрд рублей). При этом торговый сбор является существенным препятствием для функционирования малого бизнеса в столице, несмотря на то, что его фискальная значимость ничтожна и он не приносит ощутимых доходов в городской бюджет. Предлагается отменить торговый сбор в городе Москве - многие независимые муниципальные депутаты поддержали в субботу это предложение.
В то же время, Бюджетный кодекс Российской Федерации (ч.2 ст.61.1) определяет, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от налога на доходы физических лиц, взимаемого на территориях городских поселений, по нормативу 5 процентов.
Необходимо принятие законодательных актов города Москвы, закрепляющих постоянные гарантированные обязательства по отчислению в бюджеты муниципалитетов города доходов, достаточных для обеспечения нормального функционирования местного самоуправления в городе Москве, по нормативам, существенно превышающим сложившиеся сегодня 0,19% от общих доходов консолидированного бюджета г.Москвы. Параллельно с этим необходима передача существенных полномочий по управлению расходами на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство на местный уровень.
6. Полное отсутствие необходимости взимания торгового сбора в городе Москве
Законом г.Москвы от 17 декабря 2014 года №62 "О торговом сборе" в городе Москве введен особый региональный налог, которого нет почти больше нигде в стране - торговый сбор для малых предпринимателей. На сегодня доходы от торгового сбора составляют менее 0,4% от общих доходов консолидированного бюджета города Москвы (всего 5,7 млрд рублей за январь-август 2019 года по данным ФНС России, посмотреть можно здесь; план на год - около 8 млрд рублей). При этом торговый сбор является существенным препятствием для функционирования малого бизнеса в столице, несмотря на то, что его фискальная значимость ничтожна и он не приносит ощутимых доходов в городской бюджет. Предлагается отменить торговый сбор в городе Москве - многие независимые муниципальные депутаты поддержали в субботу это предложение.
Канал "Москва 24", входящий в холдинг "Москва Медиа", целыми днями прославляет Собянина и мэрию, при этом перевирая проблемы горожан, если всё-таки снисходит до съёмок сюжетов о них. |
7. Отмена городских расходов на пропаганду
Сегодня расходы на пропаганду в городе - т.н. "господдержку СМИ" - превысили все разумные пределы. Современный европейский город вообще не должен содержать СМИ - должна быть конкуренция прессы, издаваемой на частные средства. Однако Москва ежегодно выкидывает на "господдержку СМИ" огромные деньги, на которые нам - за наши налоги - славят Собянина из каждого утюга, хотя если вы дочитали текст до этого места, то, думаю, уже поняли, что управленец из него - мягко говоря, так себе. В бюджете-2019 расходы на пропаганду составляют 12,9 млрд рублей, или:
8. Острая необходимость в нормализации бюджетного процесса в городе Москве
Как бывший чиновник с 6-летним стажем, представлявший в том числе законопроекты бюджетного характера в Госдуме, я, откровенно говоря, шокирован тем, как организован - точнее, дезорганизован - бюджетный процесс в городе. Судите сами:
"Уж полночь близится, а Германа все нет" - скоро наступит новый финансовый год, на дворе середина октября, а проекта бюджета на следующий год никто в глаза не видел. Это - ненормально и свидетельствует о полном провале в организации бюджетного процесса в нашем городе. Проект бюджета должен появляться в августе, чтобы хватало времени на его полноценное публичное обсуждение.
Илья Яшин на субботнем Конгрессе муниципальных депутатов верно заметил, что в Мосгордуме - единственном парламенте субъекта Федерации в этом плане - нет отдельного бюджетного комитета, а бюджет с депутатами Мосгордумы не обсуждается вовсе, только ставится на голосование (те, у кого замечания - в пролёте). Это ненормально. Нужны законодательно закрепленные процедуры не только парламентского, но и широкого общественного обсуждения бюджета - только так должно быть, если мы живем не в Ашхабаде (как, возможно, хотелось бы кому-то на Тверской-13), а в современном развитом крупном европейском городе.
Как уже отмечалось выше, важный вопрос - распределение поступлений бюджета между городом и муниципалитетами. Сейчас этот вопрос решается волюнтаристски через ежегодное распределение каких-то коэффициентов в приложениях к бюджету: например, Красносельский район плохо себя вел - получи 0,05% доходов в свою доходную часть. Так быть не должно: должны быть нормативно закреплены постоянные доли отчислений доходов в бюджеты органов местного самоуправления, чтобы обеспечить им стабильную доходную базу.
Сегодняшний московский закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" - слишком рамочный и развязывает мэрии руки творить в плане бюджета все что она хочет. Это совершенно не сравнить с тем же федеральным бюджетным кодексом, в котором более 400 статей и который так или иначе детально регулирует многие вещи (например, нормативы отчислений в местные бюджеты). Предложение ко вновь избранным независимым депутатам Мосгордумы - инициировать принятие нового бюджетного кодекса Москвы, где все эти вещи были бы жестко зафиксированы, в том числе этапы широкого обсуждения бюджета с москвичами через общественные слушания и т.д.
* * *
Ну а пока бюджетный процесс в Москве следует признать предельно дезорганизованным, а структуру городского бюджета - не отвечающей интересам москвичей: растущая антисоциальная направленность бюджета, недофинансированное местное самоуправление, задушенный региональными налогами малый бизнес, при этом - неконтролируемые "распильные" статьи, неприлично низкий уровень доходов от использования огромного городского имущества и так далее.
Надеюсь, что вновь избранные независимые депутаты Мосгордумы поднимут обсуждение этих острых для москвичей вопросов на новый уровень, и мы сможем вернуть жителям города контроль над расходованием огромного столичного бюджета - который, напомню, формируется преимущественно на наши налоги!
Источник
Сегодня расходы на пропаганду в городе - т.н. "господдержку СМИ" - превысили все разумные пределы. Современный европейский город вообще не должен содержать СМИ - должна быть конкуренция прессы, издаваемой на частные средства. Однако Москва ежегодно выкидывает на "господдержку СМИ" огромные деньги, на которые нам - за наши налоги - славят Собянина из каждого утюга, хотя если вы дочитали текст до этого места, то, думаю, уже поняли, что управленец из него - мягко говоря, так себе. В бюджете-2019 расходы на пропаганду составляют 12,9 млрд рублей, или:
- В 1,6 раз больше городских расходов на охрану окружающей среды;
- В 1,5 раза больше городских расходов на охрану семьи и детства.
8. Острая необходимость в нормализации бюджетного процесса в городе Москве
Как бывший чиновник с 6-летним стажем, представлявший в том числе законопроекты бюджетного характера в Госдуме, я, откровенно говоря, шокирован тем, как организован - точнее, дезорганизован - бюджетный процесс в городе. Судите сами:
"Уж полночь близится, а Германа все нет" - скоро наступит новый финансовый год, на дворе середина октября, а проекта бюджета на следующий год никто в глаза не видел. Это - ненормально и свидетельствует о полном провале в организации бюджетного процесса в нашем городе. Проект бюджета должен появляться в августе, чтобы хватало времени на его полноценное публичное обсуждение.
Илья Яшин на субботнем Конгрессе муниципальных депутатов верно заметил, что в Мосгордуме - единственном парламенте субъекта Федерации в этом плане - нет отдельного бюджетного комитета, а бюджет с депутатами Мосгордумы не обсуждается вовсе, только ставится на голосование (те, у кого замечания - в пролёте). Это ненормально. Нужны законодательно закрепленные процедуры не только парламентского, но и широкого общественного обсуждения бюджета - только так должно быть, если мы живем не в Ашхабаде (как, возможно, хотелось бы кому-то на Тверской-13), а в современном развитом крупном европейском городе.
Как уже отмечалось выше, важный вопрос - распределение поступлений бюджета между городом и муниципалитетами. Сейчас этот вопрос решается волюнтаристски через ежегодное распределение каких-то коэффициентов в приложениях к бюджету: например, Красносельский район плохо себя вел - получи 0,05% доходов в свою доходную часть. Так быть не должно: должны быть нормативно закреплены постоянные доли отчислений доходов в бюджеты органов местного самоуправления, чтобы обеспечить им стабильную доходную базу.
Сегодняшний московский закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" - слишком рамочный и развязывает мэрии руки творить в плане бюджета все что она хочет. Это совершенно не сравнить с тем же федеральным бюджетным кодексом, в котором более 400 статей и который так или иначе детально регулирует многие вещи (например, нормативы отчислений в местные бюджеты). Предложение ко вновь избранным независимым депутатам Мосгордумы - инициировать принятие нового бюджетного кодекса Москвы, где все эти вещи были бы жестко зафиксированы, в том числе этапы широкого обсуждения бюджета с москвичами через общественные слушания и т.д.
* * *
Ну а пока бюджетный процесс в Москве следует признать предельно дезорганизованным, а структуру городского бюджета - не отвечающей интересам москвичей: растущая антисоциальная направленность бюджета, недофинансированное местное самоуправление, задушенный региональными налогами малый бизнес, при этом - неконтролируемые "распильные" статьи, неприлично низкий уровень доходов от использования огромного городского имущества и так далее.
Надеюсь, что вновь избранные независимые депутаты Мосгордумы поднимут обсуждение этих острых для москвичей вопросов на новый уровень, и мы сможем вернуть жителям города контроль над расходованием огромного столичного бюджета - который, напомню, формируется преимущественно на наши налоги!
Источник
Подписывайтесь на нашу страничку Facebook.