понедельник, 8 июля 2019 г.

Выбирать должны избиратели, а не избиркомы

Фото: Дмитрий Гудков
Политик Дмитрий Гудков потребовал открытого подсчета подписей, которые сдали в избирательные комиссии "самовыдвиженцы" от московской мэрии.

"Я здесь и сейчас говорю: никаких честных шести тысяч подписей ни у одного кандидата от власти в Москве нет. И любая объективная проверка это покажет", - заявил 8 июля в своем Facebook Дмитрий Гудков.

В прошедшую субботу, 6 июля, завершился сбор подписей для независимых кандидатов в Московскую городскую думу. Многим известным кандидатам удалось сделать невероятное и они собрали и сдали требуемое количество подписей в окружные избиркомы. Однако большая часть не смогла преодолеть этот трёхпроцентный барьер - он оказался неоправданно высоким из-за крупной нарезки избирательных округов, которую приняли депутаты позапрошлого созыва Мосгордумы.

Теперь в течение десяти дней окружные избирательные комиссии должны будут проверить подписи кандидатов и окончательно принять решение - допустить их до участия в выборах или нет. И кандидаты, и общество уже обоснованно сомневаются в беспристрастности системы, организующей выборы в Москве. Таким образом, после собственно сбора подписей сейчас начинается важнейший этап выборов, когда всё решит не только умение штабов соблюсти всевозможные требования к оформлению подписей, но и общественное давление.

Как сдавали подписи

Д.Гудков со штабом несет в окружной избирком подписи
Суббота 6 июля оказалась непростым днём и для кандидатов, и для избирательных комиссий. Все добросовестные кандидаты пытались максимально собирать подписи до последнего дня, оставив совсем немного времени на финализацию документов. Параллельно с ними документы подавали и другие кандидаты, в результате чего образовались очереди в округах, где в целом высока протестная активность граждан.

Любовь Соболь с соратниками и подписями перед входом в окружную комиссию
В 37-м округе на этой почве даже произошел конфликт. Помимо других, по этому округу выдвигается глава муниципального собрания Гагаринского района Елена Русакова. Незадолго до 18:00 она зашла в комнату окружного избиркома, где сдавала документы другая кандидат, и, несмотря на приезд полиции, оставалась там. Поскольку ситуация напоминала недавнюю петербургскую тактику создания "очередей", не дававших зайти в помещение избирательных комиссий до конца рабочего времени, которая применялась для саботажа регистрации оппозиционных кандидатов, опасения Елены и ее штаба в принципе можно было понять. В результате Мосгоризбирком пояснил, что если кандидат до 18:00 зашёл в помещение избирательной комиссии, его документы будут обязаны принять и после 18:00, а полиция и председатель комиссии Ирина Валерьевна Барбашова вынуждены были смириться с тем, что Русакова подождёт приема именно в помещении.

Елена Русакова вынуждена ждать своей очереди стоя в углу помещения ОИК-37, как рекомендовали из МГИК / Фото: Э.Шагиахметова
Интересно, что ещё задолго до 6 июля, стало известно, что подписи уже "собрали" ряд единороссов, которые, ввиду отрицательного имиджа своей партии, пошли "самовыдвиженцами".

Кирилл Щитов праздновал окончание сбора подписей уже 21 июня 2019 / Фото: Facebook депутата
В частности, первым "сдался" Кирилл Щитов, бойко заявив о том, что собрал около 5000 необходимых подписей за две недели, а следом за ним - другие провластные кандидаты: действующий депутат МГД от ЕР Сергей Зверев, действующий депутат МГД Степан Орлов и  ректор Государственного института русского языка Маргарита Русецкая. Всех четверых уже зарегистрировали.

Регистрация этих кандидатов прошла со скандалами. Особенно отличился депутат Зверев С.И. из 31-го округа.

Сергей Зверев сдал подписи 22 июня 2019 года / Фото: Facebook депутата
Благодаря независимым членам ОИК с правом решающего голоса удалось выявить, как минимум, три поддельные подписи, по одной из которых Александр Фирсов, активный житель из Нагорного района, уже обратился с жалобами и заявлениями в соответствующие органы.

А.Фирсов подает заявление в полицию о фальсификации своей подписи вечером в пятницу 5 июля 2019
Еще одна подпись, якобы поставленная за депутата Зверева, - подпись одного из членов окружной избирательной комиссии Плескачёвой Марины Михайловны. Женщина поначалу отрицала, что ставила подпись, а позже, когда выяснилось, что в подписных листах есть ее личные данные как подписанта, она сменила показания. Тем не менее, подпись в документах Зверева С.И. и подпись из листа регистрации членов ОИК отличаются.

Член ОИК-31 Ю.Дударев сравнивает подпись М.Плескачёвой на листе регистрации с подписью в подписном листе / Фото: Д.Кузнецов
Также выяснилось, что на сбор почти 5000 подписей "самовыдвиженец от Единой России" Зверев потратил всего 79 200 рублей, что вызывает серьезные сомнения в качестве и законности происхождения сданных им подписей.

Первый финансовый отчет кандидата Зверева С.И.
Любопытно, что кто-то в Московской городской избирательной комиссии попытался "помочь" кандидату Звереву, сделав в почти уже забытых аккаунтах МГИК в Facebook и Twitter "новости" о том, что городской избирком якобы провел проверку и информация о поддельной подписи А.Фирсова из его заявления в полицию "не подтвердилась". На ответные расспросы эти аккаунты не реагировали. До сих пор нет никаких документально подтвержденных и официальных данных о проведении проверки со стороны МГИК.

Скриншот поста в полумертвом аккаунте Мосгоризбиркома на Facebook с опровержением информации о проверке со стороны члена ОИК-31 с прг
В ОИК 30 округа, к сожалению, не было независимых членов с правом решающего голоса, однако член комиссии с правом совещательного голоса от одного из кандидатов Кирилл Баллах честно попытался хотя бы в рамках своих полномочий понаблюдать за проверкой подписей за выдвижение Русецкой. Тем не менее председатель комиссии Алпатов Виктор Васильевич стал требовать, потрясая московским избирательным кодексом от члена комиссии с правом совещательного голоса удалиться, утверждал, что это законное его требование и предлагал обратиться в суд.

Алпатов Виктор Васильевич, председатель ОИК-30 / Скриншот из видео К.Баллаха
На деле здесь произошло нарушение избирательного законодательства.
Даже Избирательный кодекс Москвы не запрещает членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать во время проверки подписей. Об этом ничего не сказано, и в силу характера избирательного законодательства это означает, что присутствие не запрещено.

Формулировка части 9 статьи 37 ИКМ (кликабельно)

Более того, пункт 4) части 18. статьи 22 Избирательного кодекса говорит о том, что у члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ЕСТЬ право знакомиться с подписными листами. И это - калька с федеральной нормы. Эта же норма содержится в "Законе о гарантиях избирательных прав..." №67-ФЗ:

Формулировка части 23г статьи 27 закона №67-ФЗ (кликабельно)
Независимые кандидаты настолько сомневаются в качестве подписей провластных самовыдвиженцев и в беспристрастности окружных комиссий при их проверке, что по результатам подачи своих подписей Дмитрий Гудков, а также ряд членов его команды (которые баллотировались в других округах) решили подать заявления о фальсификациях и предложили сделать то же самое другим независимым кандидатам.

"Когда мы с командой пришли в избирком, перед нами несколько спойлеров тоже сдавали подписи. Чистенькие, аккуратно сложенные – так выглядит свежераспечатанная стопка бумаги. Это первое, что бросилось в глаза, потому что так не могут выглядеть настоящие листы с реальными подписями. И так – в каждом округе. У каждого едроса, спрятавшего партбилет, у каждого спойлера – наглая рисовка," - пишет политик. "Неужели все независимые кандидаты смирились с тем, что собирали подписи, не спали ночами, тратили силы и средства – а жуликов из «Единой России» и их сателлитов зарегистрируют просто за стопку резаной бумаги. Смирились? Мы - нет".

Ранее независимые самовыдвиженцы уже обращались с открытым письмом в Центральную избирательную комиссию с требованием обеспечить общественный контроль за процедурой проверки подписей.

Как собрать (или не собрать) подписи

Полезным оказался и опыт недобора подписей. Например, кунцевский муниципальный депутат Денис Шендерович сделал ряд важных выводов для себя и для общества.

По мнению депутата, верными признаками отсутствия реальной подписной кампании являлись следующие:
- если кандидата не было в публичном пространстве, не было его ежедневных постов с фото про ход сбора подписей отчётов;
- если нет комментариев реальных жителей, которые реально оставляли за него подписи, их же вопросов про точки и время сбора, их упрёков, что они приходили туда в 22 вечера, 6 утра и никого не застали;
- если на его избирательном счете меньше 500.000 рублей и потрачено меньше этой же суммы после сдачи подписей в ОИК;
- если сборщиков было меньше 25 и они собирали меньше, чем 10 подписей в день каждый".

Единоросс Е.Герасимов сдает аккуратненькие брошюры с подписными листами / Фото: Facebook депутата
Также Шендерович считает, что целый ряд кандидатов прибег к симуляции сбора подписей. "Симуляция сбора подписей выглядит примерно как у Герасимова, Киселевой и других переобувшихся в самовыдвиженцев единоросов: они были в информационном поле, у них были несколько точек сбора подписей, они организовывали дворовые встречи. Но подписи они нарисовали," - пишет депутат. - "На точках Герасимова, например, предел сбора подписей в день был равен 6, следовательно, собрать необходимое количество подписей за 21 день он мог при наличии не менее 50 точек сбора, а было у него их по факту 4-5. При этом они не очень-то и стеснялись рисовки - в ленте частенько проскакивали фотографии из советов ветеранов и других подчинённых и подконтрольных им организациях, помещениях, где бабули откровенно рисовали."

Для того, чтобы честно собрать подписи, Денис Шендерович считает, должно выполняться несколько условий:

а) нужно заранее иметь необходимый бюджет (от 2 млн. рублей не менее, чем за 3 месяца до начала подписной кампании). Если этот пункт не выполнен, к остальным можно не переходить. Подписи не собрать;

б) начать организационную и информационную подготовку не менее, чем за полгода до старта. Сюда, по мнению депутата, входит формирование штаба в количестве не менее 7 человек, переговоры с потенциальными инвесторами на предмет пожертвований на избирательную кампанию; переговоры с идеологическими коллегами на предмет стратегии и расстановки сил; информирование и привлечение сторонников.

"Ко всему этому нужно иметь свою личную стратегию, идею и сформулированные миссию, целеполагание, программу, слоганы с таблеткой-решением конкретных проблем и задач," - делится Шендерович.

в) не менее чем за месяц до старта кампании проверить соблюдения пунктов а) и б) в полном объеме. В случае несоблюдения более чем на 50% - не начинать подписную кампанию.

Сам депутат считает, что не смог собрать подписи в первую очередь из-за того, что начал всё с опозданием и банально не уложился в срок.

В процессе подготовки статьи появилась информация о том, что в округе Любови Соболь избирательная комиссия тайно организовала проверку подписей кандидатов Соколова и Булыкина, сделав все для того, чтобы Соболь и её представители не могли реализовать своё законное право и присутствовать на проверке этих подписей.

Также в сети появился пост эксперта Андрея Бузина, в котором он описал процесс проверки подписей в ОИК-45, где к вечеру 8 июля 2019 люди, поставившие подписи за Илью Яшина перестали обнаруживаться в списках избирателей, а результаты проверки подписей самого Яшина пытались от его доверенного лица скрыть.

"Я хорошо знаю, что такое собирать подписи", - пишет эксперт. - "Я хорошо знаю, что такое проверять подписи. Я хорошо знаю нашу (точнее нашей власти) избирательную практику. Не мальчик я уже. Я представляю, как собирали подписи Конев, Касамара и Яшин. И я понимаю, почему у исполнителей заказа на ликвидацию нежелательных кандидатов нет ни стыда, ни совести. За исполнителями вертикально стоит вертикаль, которая их кормит и защищает. Жаль только, что когда эта вертикаль рухнет рухнет, то придавит не только исполнителей, но и многих ни в чем не повинных граждан."

"Московский активист" продолжит следить за ситуацией.

Материал подготовили Варвара Грязнова и Юрий Иванов.
Подписывайтесь на нашу страничку Facebook.

Раз уж Вы здесь...
Если бы каждый, кто прочёл наш материал, поддержал нас посильным переводом - это уже сделало бы будущее нашего проекта намного более надёжным.

Даже абсолютно посильными 100 рублями Вы поможете "Московскому активисту" жить и работать для Вас - и это займёт буквально минуту. Заранее благодарим Вас!


Карта Сбербанка: 4817 7601 2459 7026