Стройка свалки в архангельской тайге. Автор: Виталий Пахтусов, ноябрь 2018 |
"Проект.медиа" выпустил материал Натальи Телегиной о мега-свалке, строящейся в Архангельской области для размещения московского мусора - заинтересованными в появлении полигона у разъезда Шиес оказались ПАО "РЖД", Правительство Москвы, а также губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
Приводим для вас отрывок из этого материала, посвященный участию заммэра по ЖКХ П.П.Бирюкова в схеме замусоривания Архангельской области.
Вторую Вольскую улицу в московском районе Некрасовка сложно назвать приятным для променада местом. Дорогу накрывает то тяжелый дым с комбината «Втормет», то смрад Люберецких очистных сооружений. В глубину промзоны уходит новая железная дорога. Экоактивист из Некрасовки Алексей Медведев утверждает, что лично видел, как вдоль этой ветки — в окружении других чиновников — в начале мая прогуливался коммунальный вице-мэр Москвы Петр Бирюков. Именно он уже больше десяти лет курирует и ремонт дорог, чем занимается ГБУ «Автомобильные дороги», и вывоз мусора.
Если Шиес — финальная точка долгого путешествия московского мусора, то здесь, в Некрасовке, все начинается. Мусоровозы должны заезжать в ангар, выгружаться, а отходы — ехать по конвейеру через сортировку и прессовку, уменьшаясь в объеме в восемь раз. Затем их закатают в пленку — по аналогии с чемоданами в аэропорту — и уже в виде тюков погрузят в поезда.
Вторую Вольскую улицу в московском районе Некрасовка сложно назвать приятным для променада местом. Дорогу накрывает то тяжелый дым с комбината «Втормет», то смрад Люберецких очистных сооружений. В глубину промзоны уходит новая железная дорога. Экоактивист из Некрасовки Алексей Медведев утверждает, что лично видел, как вдоль этой ветки — в окружении других чиновников — в начале мая прогуливался коммунальный вице-мэр Москвы Петр Бирюков. Именно он уже больше десяти лет курирует и ремонт дорог, чем занимается ГБУ «Автомобильные дороги», и вывоз мусора.
Тестовый запуск оборудования на сортировочной станции в Некрасовке. Фото активистов, побывавших на объекте, декабрь 2018 |
У ворот будущей станции дежурят два бойца ЧОП, к активистам выходит представитель менеджмента, отказавшийся назвать имя и компанию. «Экокластер готов, может он запустится в ближайшее время, а может нет», — уклончиво говорит он. Куда поедут московские тюки (по бумагам Шиес начнет прием мусора в 2020 году), он не отвечает.
Первые тюки с мусором уже готовы и ждут отправки. Фото активистов, побывавших на объекте, декабрь 2018 |
В создании сортировочной станции в Некрасовке участвовала компания «Роуд Групп». Она — один из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги» — того самого, что ударно строит полигон в архангельских лесах. У «Роуд Групп» интересные отношения с московскими чиновниками. В 2015 году один из основателей компании, Алексей Елисеев, занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». И если годом ранее «Роуд Групп» получило контракты от «Автомобильных дорог» на 264 млн рублей, то в 2015-м — сразу на 1,9 млрд, причем Елисеев лично входил в некоторые тендерные комиссии. Сейчас этот человек покинул ГБУ, однако замруководителя там трудится другой основатель «Роуд Групп» — Алексей Меньшов. В прошлом году компания выиграла тендеры ГБУ на 1,8 млрд рублей.
ГБУ «Автомобильные дороги» — огромная структура при московской мэрии, там работает более 30 тысяч человек. Ежегодно ГБУ разыгрывает контракты на 40–60 млрд рублей. При этом главная обязанность предприятия — следить за московскими магистралями, а вовсе не делать мусорную свалку в далекой тайге. В пресс-службе ГБУ не ответили на запрос «Проекта», почему именно автодорожники занимаются Шиесом. Возможно, дело в подведомственности: ГБУ подчиняется Департаменту ЖКХ Москвы, где и должны решать проблемы с мусором.
Сортировочная станция в Некрасовке находится на земле, принадлежащей «Мосводоканалу» (поэтому соседи — Люберецкие очистные сооружения и завод по производству едкого натра, подведомственные структуры.) А это предприятие тоже находится в подчинении Департамента ЖКХ Москвы, то есть Бирюкова.
В целом, проследить связь свалки в Шиесе и объекта в Некрасовке можно через цепочку юрлиц (см. схему.) Отдельного внимания здесь заслуживает АО «Москапремонт». В будущем именно эта контора — через свою дочернюю фирму «Технопарк» — станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов. А прямо сейчас отлично делает это на капитальном ремонте столичных домов, выяснил «Проект».
ГБУ «Автомобильные дороги» — огромная структура при московской мэрии, там работает более 30 тысяч человек. Ежегодно ГБУ разыгрывает контракты на 40–60 млрд рублей. При этом главная обязанность предприятия — следить за московскими магистралями, а вовсе не делать мусорную свалку в далекой тайге. В пресс-службе ГБУ не ответили на запрос «Проекта», почему именно автодорожники занимаются Шиесом. Возможно, дело в подведомственности: ГБУ подчиняется Департаменту ЖКХ Москвы, где и должны решать проблемы с мусором.
Сортировочная станция в Некрасовке находится на земле, принадлежащей «Мосводоканалу» (поэтому соседи — Люберецкие очистные сооружения и завод по производству едкого натра, подведомственные структуры.) А это предприятие тоже находится в подчинении Департамента ЖКХ Москвы, то есть Бирюкова.
В целом, проследить связь свалки в Шиесе и объекта в Некрасовке можно через цепочку юрлиц (см. схему.) Отдельного внимания здесь заслуживает АО «Москапремонт». В будущем именно эта контора — через свою дочернюю фирму «Технопарк» — станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов. А прямо сейчас отлично делает это на капитальном ремонте столичных домов, выяснил «Проект».
Кликабельно |
Справка:
Петр Бирюков
Один из семи вице-мэров Москвы, он отвечает за коммунальное хозяйство, благоустройство улиц и ремонт жилья.
Свой пост чиновник занимает с 2007 года — в отличие от остальных вице-мэров, получивших должности уже при Сергее Собянине. СМИ не раз указывали на связи компаний, получающих выгодные контракты от мэрии, с семьей и окружением Бирюкова. Издание Meduza недавно выяснило, что семья Бирюкова владеет девятью квартирами-пентхаусами в элитном комплексе «Легенда Цветного» рыночной стоимостью до 1,6 млрд рублей (официальный доход чиновника за 2017 год — 6,5 млн рублей, его супруги — около 14 млн).
Младшему брату чиновника Алексею Бирюкову ранее принадлежала компания «Универсстройлюкс», крупный подрядчик московской мэрии (например, занималась реконструкцией музея-заповедника «Царицыно»), обанкротившаяся после коррупционного скандала в 2010 году. Однако это не повлияло на устойчивое положение Бирюкова в мэрии.