ГКУ Центр организации дорожного движения активно занимается вводом платных парковок и перекраиванием схем движения на улицах Москвы. Осенью 2016 года ЦОДД ввёл одностороннее движение на Ялтинской улице, а потом, весной 2017 и на соседней Артековской. Однако жители недовольны и протестуют: 25 марта провели пикет, а 12 апреля в 19:00 проводят митинг напротив кинотеатра "Ангара" (Чонгарский бульвар, д.7) - оба мероприятия были согласованы с местными властями.
"Московский Активист" поговорил с основными организаторами меропориятия.
Юрий Иванов: Итак, Варвара взяла у меня интервью по итогам похода 26 марта на Пушкинскую площадь, а я сегодня беру интервью у Варвары и у Татьяны, жителя Нагорного района. Варвара, начнем с того, что у вас сначала ввели одностороннее на Ялтинской улице, расскажи, пожалуйста, какая там предыстория была и какие были впечатления от введения одностороннего на одной улице.
Варвара Грязнова: Предыстория была такая, что осенью 2016 года мы все внезапно узнали, что сейчас у нас тут сделают одностороннее на Ялтинской. Естественно, что очень многие люди очень сильно неприятно удивились - особенно те, кто возвращаясь домой стал вынужден нарезать какие-то огромные круги. Или кто перестал иметь возможность пользуясь привычной короткой дорогой выехать или приехать домой. То есть как только были нарушены все нормальные маршруты, люди, естественно, всполошились и очень обозлились. Более активные граждане нашего Нагорного района стали собирать подписи против введения одностороннего движения. Мы разобрались в этой теме, нам стало понятно, что помимо одностороннего очень вероятно, что следующим этапом может стать еще и платная парковка.
Причем расплачиваться за все должны жители, хотя именно власти согласовали проект реконструкции нашего квартала, когда здесь раньше были еще пятиэтажки. И в итоге взяли и понастроили семнадцатиэтажек. А расплачиваться должны мы за этот искусственный дефицит парковочных мест и неучет вообще того, что люди на машинах.
ЮИ: Татьяна, скажите, пожалуйста, какие последствия ощутили вы лично? Может быть, как-то изменилось время, за которое вы добираетесь домой? Как конкретно на вас это повлияло?
Татьяна Григорьева: Конкретно на нас это повлияло так, что…у меня муж - математик, не такой, как Поляков (Заместитель руководителя ЦОДД - прим. МА), он взял и просто посчитал, сколько теперь занимают разные маршруты домой по сравнению с теми, которые были раньше, и получилось, что в среднем маршрут удлинился на полтора километра, плюс-минус сто метров. И таким образом за год человек, который один раз в день приезжает домой, получает перепробег длиной в 600 километров. То есть теперь благодаря Полякову мы за год доезжаем до Питера.
ЮИ: До Питера…
ТГ: Но это полбеды. Вроде 600 километров не так уж и много, если разделить на триста шестьдесят дней в году. Но, во-первых, некоторые люди ездят не по одному разу и подъезжают к дому, а во-вторых, это сопровождается стоянием в пробках и на светофорах. И если это выходные дни, то, как жители уже назвали его, это «бермудский квадрат». Бывало так, что люди выехали в соседний магазин, в кружок за детьми - и раньше путь занимал пять минут, то теперь они стоят час. Это, конечно, был большой сюрприз для всех нас, здесь живущих.
ЮИ: Я еще потом по итогам пикета спрошу вас, какие были последствия подключения и Артековской односторонней. А сейчас хочу спросить и Варвару, и Татьяну: как прошла встреча с ЦОДД? Я так понимаю, у вас была попытка диалога, вы пытались поговорить, и приезжали представители ЦОДД.
ТГ: Мы пытались и написать им, и поговорить с ними. Это так. Первая реакция была - сбор более восьмисот подписей жителей района - то, что мы успели буквально за неделю собрать. Эти подписи были в ЦОДД отправлены. Единственная реакция была такая: Поляков согласился встретиться с нами. Но дело в том, что на эту встречу насобирали «массовку» из советников главы управы, которые, естественно, за введение одностороннего. И там даже звучала фраза: «Мы ненавидим автомобилистов и мы их победим».
ВГ: Да, там была прекрасная встреча, на ней даже гаишник присутствовал, который сказал, что вроде как аварийность нулевая, ДТП за последние три года нет, за всю историю…
ТГ: На учете улицы не состоят…
ВГ: Да, но он тоже не против введения одностороннего! Я была поражена таким подходом.
ЮИ: А скажите, в этой связи можно узнать позицию ваших муниципальных депутатов? Они-то как вообще, как-то через них это проходило всё?
ТГ: Дело в том, что согласование КСОДД - «комплексной системы организации дорожного движения», - происходило в марте 2016 года. И знали об этом муниципальные депутаты или нет, мы сейчас выяснить уже не можем, но для тех депутатов, которые все-таки с жителями взаимодействуют, - они узнали в то же время, когда и мы. То есть буквально за двадцать, по-моему, дней полагается информировать о вводе. И вот, собственно, мы все одновременно узнали и стали думать, что с этим делать.
ЮИ: Хорошо. Варвара, я еще одно уточнение хотел по поводу встречи, потому что насколько я знаю, там жильцов возмутило именно само поведение господина Полякова, типа «привыкнете». Можно поподробнее об этом?
ВГ: Да, он и на встрече, и потом еще даже у себя в Фейсбуке писал совершенно безобразные вещи, даже не намекающие, а прямо говорящие, что жители - это какие-то неразумные смерды, и они ничего не знают, у них есть старые привычки, привыкнут к новым привычкам. Я им сделаю новые привычки, вот они к ним тоже привыкнут.
ТГ: Еще он говорил, что ГОСТы, которые разрабатывались для Москвы и для езды по городу, взялись не с потолка, а были результатом глубокого математического анализа, и якобы каждое их действие подкреплено просто невероятными расчетами. И вот мы должны проникнуться этим. И когда ему в ответ люди пытались на основании этих же ГОСТов объяснить, что эти улицы могут существовать и в двустороннем виде, он посчитал эти аргументы ничтожными и продолжал своё.
ВГ: Да, и в принципе он не ответил ни на один конкретный вопрос. Не привел никаких контр-аргументов, не привел никаких нормальных доказательств - просто принес с собой какую-то презентацию с картинками «было-стало». А мы не это требовали.
Татьяна Григорьева, гражданский активист |
ЮИ: А скажите, пожалуйста, если есть какое-то отклонение от ГОСТа на тридцать-сорок сантиметров - можно же эту улицу взять и расширить? Такое ведь возможно?
ВГ: Конечно! И когда летом 2016 на Ялтинской происходила замена и асфальта, и бордюрного камня, это можно было сделать.
ТГ: На Ялтинской в 2016 году, а на Артековской меняли в предыдущем.
ВГ: И более того, если учесть, что решение про одностороннюю улицу принималось в марте 2016, то летом 2016 вполне могли сделать ее просто шире.
ТГ: …учесть.
ЮИ: Могли, но просто забыли с вами посоветоваться. У них же есть математическое моделирование.
ВГ: Они не то, что даже забыли, они даже не собирались.
ТГ: Они не могли собираться, потому что вводили одностороннее, чтобы по опыту других районов потом сделать платную парковку. Как же они будут расширять, мы войдем в ГОСТы и что с нами делать? Мы же опять будем ездить по двусторонним улицам. ГОСТ - это просто словесная конструкция господина Полякова, которая должна убедить нас в правильности его математических анализов.
ВГ: А потом еще есть важный момент: есть альтернативные способы облегчить жизнь некоторым, кто действительно жаловался на трудности разъезда с автобусом 163-го маршрута. Есть, например, прекрасный способ: можно напрячь Мосгортранс задуматься о том, как этот маршрут переформатировать. И например уже эксперт Илья Шафранов, живущий в соседнем Зюзино, помог нам и написал обращение своему знакомому руководителю в МГТ. И предложил на нашей части этого маршрута сделать не обычный большой автобус, а маленькую маршрутку.
ТГ: Я скажу больше, несколько месяцев они даже ездили здесь. Но потом, видимо, при такой схеме невозможно было обосновать введение одностороннего движения, и вернули большие автобусы. Теперь они ездят по двое, по трое.
ВГ: Но там не только в этом дело. Там еще дело в том, что есть часть маршрута в Юго-западном округе (от метро «Калужская») и она реально загруженная. Там нужен как раз большой автобус. Просто они решили не напрягаться в том смысле, что не надо пытаться подкрутить всё под нужды и тех жителей, и других…
ТГ: Да, не надо делать комфортнее жителям Нагорного района, а надо сделать комфортнее тем, кто ездит где-то там в районе Калужской.
ЮИ: Так, мы сейчас можем зафиксировать одно: если бы на самом деле речь была о ГОСТах и их соблюдении, то на самом деле можно было расширить на тридцать-сорок сантиметров улицы, и оставить двустороннее.
ТГ: Даже этого не требуется. Осевая разметка прерывистая вполне позволяла всё сделать как надо. Нас консультировали и другие специалисты.
ЮИ: Дальше вам следующий «подарочек» прилетел: это Артековская улица. Варвара, расскажи, пожалуйста, как жители узнали о том, что у вас вводят одностороннее на Артековской улице - я имею в виду сюжеты на телевидении.
ВГ: О, это было совершенно феерично. Сюжеты на телевидении были, по-видимому, заранее сняты с использованием каких-то непонятных подставных жителей. Возможно, что это были коммунальщики - по крайней мере очень похожи. И они, естественно, все «за и стоя». Это всё якобы так нужно и так удобно, но ни к кому из реально активных жителей не подходили, не звонили, не писали в нашу группу - как иногда бывает, когда эти работники, не хочу их называть журналистами, М24 и иже с ними. Но тут даже этих запросов в группе не было. Просто вышли какие-то ужасные репортажи на московских каналах и, по-моему, еще на России 1 в «Вестях».
ЮИ: Что возмутило больше всего?
ВГ: Собственно и возмутило, что подменили мнение жителей и сказали, что это мы же сами якобы и просили, и наконец-то нас «осчастливили», хотя наоборот мы собирали подписи против всего этого безобразия.
ЮИ: То есть это некий элемент троллинга со стороны Правительства Москвы?
ВГ: Мне кажется, это элемент не троллинга, а безразличия. У них есть накатанная схема, они там варятся в своём соку. Что-то там постоянно креативят, у них там «творческая самодеятельность». Какие-то решения они спускают вниз, внизу их бросаются реализовывать и нужна информационная поддержка для введения этих решений. Это их стандартный ход, когда снимаются эти дурацкие сюжеты и запускаются в обращение. Это даже не троллинг, это просто безразличие и накатанная схема.
ЮИ: Я бы даже сказал, это цинизм. Татьяна, скажите, пожалуйста, что в итоге изменилось после введения еще и на Артековской одностороннего, облегчилась ли ваша жизнь?
ТГ: Последствия такие, что к страдальцам на Ялтинской присоединились еще и страдальцы с Артековской. Мы кружим в одну сторону, они кружат в другую сторону. Поэтому я надеюсь, жители Артековской присоединятся к митингующим жителям Ялтинской и к жителям других улиц, которые пользуются и вынуждены терпеть эти неудобства. Надеюсь, эту нашу позицию ЦОДД услышит наконец: «НАМ НЕУДОБНО!» Я бы еще такую ремарку добавила: есть такой ресурс, абсолютно невосполнимый, - это время. Получается, что от трех до пяти суток в год Поляков крадет у нас вот этим своим решением об одностороннем движении. Даже десять-двенадцать минут перепробега в день дают в год эти несколько дней. А кто-то больше наворачивает круги. Задумайтесь, сколько человеко-часов, человеко-дней Поляков этим решением украл у города, у горожан - за что ему надо сказать «спасибо».
ЮИ: у меня вопрос к Варваре и к Татьяне. То есть вы вместе объединились, сделали этот пикет и, поскольку я там был и разговаривал с людьми, там начали выясняться еще какие-то подробности. Во-первых, расскажите, как вы решили сделать этот пикет и что там выяснилось - по поликлиникам, очень интересная вещь.
ВГ: Как пришла идея - это, наверное, все-таки Таня расскажет.
ТГ: С этим надо было что-то делать. В принципе весь активизм в городе учится тому, что писать можно до посинения, но эффективнее, когда люди выходят на улицы. В таком случае какой-то шанс, что прислушаются, есть. Поскольку была идея к определенному времени привязать, как-то ускорить - ведь 22 марта ввели одностороннее на Артековской. И хотелось бы быстрее, пока люди не начали привыкать к плохому, пока у них яркие впечатления, - чтобы они энергично пришли.
ЮИ: То есть инициатива исходила от вас, Татьяна? А Варвара взялась подать уведомление в префектуру?
ВГ: Да, мысль витала в воздухе. Но Танино желание было быстрее.
ЮИ: В итоге, когда люди пришли на пикет, насколько я понимаю, вам удалось собрать около ста тридцати человек…
ТГ: Против пятидесяти заявленных.
ЮИ: Что еще удалось выяснить? Насколько я понимаю, там проблема с поликлиниками и со дворами.
ВГ: Я бы даже сказала, что проблема не только с поликлиниками, а к моменту пикета уже стали дежурить в «ловушках» - в местах, где знаки были поставлены с нарушениями, - там стали дежурить гаишники и эвакуаторщики. Они начали активно кормиться. Мало того, что люди у поликлиник не могут теперь остановиться, чтобы выгрузить или высадить инвалида, или коляску с ребенком.
ТГ: В любом случае люди едут в поликлинику не развлекаться, независимо от того, могут они ходить или нет.
ЮИ: Можно подробнее - для тех, кто этого не видит.
ВГ: В первую очередь жалуются те, кто привозит совсем маленьких детей. Им нужно остановиться, выйти, открыть дверь, достать люльку, поставить ее на основание коляски, и идут внутрь поликлиники. Пока они всё это делают, кто-то должен присматривать за машиной…
ТГ: Там разрешена остановка, но запрещена парковка. Можно только высадить и уехать. Получается, что если родители приехали вдвоем, еще есть шанс: один родитель идет с ребенком решает вопрос, другой - с машиной. Запаковаться во дворах уже невозможно. Там уже все стоят. И получается, что если вдруг родитель приехал один - он попал.
ВГ: Да, он точно попал. И то же самое в случае очень пожилого человека, или человека, который ногу сломал. Абсолютно то же самое. Как правило, таких людей привозит один человек, и он же должен помочь дойти и там внутри поликлиники.
ТГ: Если они оставили машину на свой страх и риск, то их эвакуируют.
ЮИ: То есть, если нет возможности вдвоём приехать, человек один, без супруга или других родственников, высаживает своих престарелых маму или папу, и дальше что он делает? Он делает круг?
ВГ: Либо круг, либо он оставил машину, где смог.
ТГ: Он пытается найти место, но чтобы потом вернуться ту да же, на исходную позицию, ему в любом случае придется делать круг.
ВГ: И не один иногда.
ТГ: Бывает, что не один. С учетом того, что есть у нас утром «горячая точка» возле школы, этот человек может попасть на получасовую поездку.
ЮИ: По поводу «горячих точек» возле школ, детских садов…
ТГ: Они не только там. Есть еще теперь на Чонгарском бульваре эпическая пробка по утрам [в сторону Варшавского шоссе], которая раньше всегда заканчивалась в районе Артековской. Всегда заканчивалась там, а сейчас она продолжается за Ялтинскую. Она удлинилась раз в полтора. Если человек приехал в поликлинику и пошел на круг дальше, он как раз едет создавать эту пробку на Ялтинской.
ВГ: Согласись, что есть еще одно место на Черноморском бульваре - появилась огромная пробка тоже в сторону Варшавки.
ТГ: И на Черноморском, да, в обе стороны.
ВГ: Жители Артековской теперь, чтобы выехать в центр, должны потратить сильно больше получаса.
ТГ: Конечно, они должны объехать либо по Ялтинской, либо по Артековской. В любом случае, они на Черноморке встают.
Варвара Грязнова, гражданский активист |
ТГ: О да, соседка даже видела, как женщины чуть ли не дрались от того, что не могли разъехаться в узком дворе.
ВГ: Если раньше в «тяни-толках» редко собиралось более одной машины с каждой стороны, то теперь это постоянная история, по три, по четыре машины - просто потому что люди пытаются объехать улицы, двигающиеся в не нужном людям направлении. А еще конфликты возникают на пешеходных дорогах. Всё из-за того, что Ялтинская и Артековская почти не связаны между Черноморским и Чонгарским бульваром - есть только один проезд у «Ангары» и с него теперь невозможно попасть во двор дома 2 по Ялтинской. Но есть напонятная тропинка за кинотеатром, и просочившись кое-как по ней во двор попасть можно, теперь люди там ездят. Также началась езда по пешеходной дороге, идущей от стоянки домов на Артековской и выходящей к остановке и поликлинике у моего дома 10к1 по Ялтинской. То есть уже неудобства, перепробеги, местами испорчен газон, грязь кругом, люди озлоблены друг на друга, нас специально сталкивают лбами - и всё благодаря глупым решениям ЦОДД.
ЮИ: И в итоге последнее, ответьте каждая на вопрос по-своему: что вы предлагаете делать? И почему вы призываете жителей на митинг - многие ведь говорят: «Ну а что приходить, ведь ничего не изменится». Изменится или нет?
ТГ: У нас так не говорят. Не все, точнее.
ВГ: В деле протеста против дурацких решений, против игнорирования мнений жителей есть только один главный инструмент жителей - это настойчивость.
ТГ: И массовость.
ВГ: Да. Если мы не будем показывать свою настойчивость и что нас всё больше и больше - то есть людей действительно это не устраивает, - вот если это не показывать, то чиновники сочтут: «Ну что ж, проглотили, ура! Поорали несколько человек, ну и отлично, что больше никто не орет. Смирились, как мы и ожидали». Но в этой ситуации, я считаю, смиряться нельзя, потому что всем некомфортно. А еще к тому же нас стали обирать, как бы готовя почву к платной парковке.
ТГ: Некоторые, с кем разговариваешь, отвечают: «А нам нравится!» Но я хочу отметить для тех, кто ратует за безопасность, что по односторонней улице, машины ездят быстрее, и ДТП становится с более печальными последствиями. Иногда лишь на уровне ощущений кажется, что едешь свободно, но если отключить эмоции и подсчитать, то эти несколько секунд стояния за автобусом, которые так не нравились раньше, занимают существенно меньше времени, чем нынешние пробки и нарезание кругов.
ВГ: Более того, если спросить этих людей, что именно им стало удобнее - приезжать домой или выезжать из дома? Потому что мы проанализировали маршруты и поняли, что части жителей (на Артековской) стало неудобно именно выезжать по утрам, а другой части (на Ялтинской) - именно приезжать вечером домой. Это если не касаться поликлиник и общих пробок на бульварах.
ТГ: Слушай, просто исчез «эффект стояния за 163-м автобусом», всё. Остальное они не обсчитывают.
ВГ: Да, и когда спрашиваешь вот про эти подробности, у жителя Артековской: «А сколько времени вы тратите с утра?» - он ответит: «Ой, ну с утра стало хуже, да, я теперь стою». Ну и чему ты рад???
ЮИ: То есть у многих людей отсутствует связь, они думают: «Ну приняли и приняли, ничего сделать невозможно». Я знаю положительный опыт в других районах - они выходили, и у них отменили творчество ЦОДД. Почему надо прийти на митинг, скажите вашим соседям.
ВГ: Если вы НЕ придете 12 апреля на наш митинг в 19:00 у кинотеатра «Ангара» (Чонгарский бульвар, д.7), то сначала вам будет просто некомфортно и периодически вас будут по беспределу обирать гаишники и эвакуаторщики, а потом сюда придет платная парковка, и всем станет очень некомфортно и обирать вас начнут постоянно и уже по букве закона.
ТГ: Я думаю, что прийти надо, чтобы обучить людей, которые принимают решения, что сначала надо людей спрашивать, думать, а потом уже производить какие-то осторожные действия, а может быть и не производить. Не надо нахрапом брать нас. Аккуратно, спросись и деликатные изменения, к тому же не в пользу жителей.
ВГ: Да, здесь же везде люди живут. А чиновники себя ведут как сферические кони в вакууме.
ТГ: По-хозяйски…
ВГ: Да даже не по-хозяйски, просто абстрактно.
ТГ: Да, им этим не пользоваться, на них это не отразится, и им всё равно. Вот надо дать им понять, что нам это неприятно. Чтобы было неприятно им.
ВГ: Знаешь, как это отразится на них? Они получат премию за очередное «успешное осчастливливающие» всё новых улиц в городе.
ТГ: Да, если на митинг придёт больше народу, то они получат другую «премию».
ВГ: Да, это будет прекрасно совершенно, антипремию.
ТГ: Премию «худший чиновник ЦОДД».
ЮИ: То есть этот митинг может показать, что не все жители довольны, не всё так гладко и есть проблемы, на которые нужно обратить внимание и голоса жителей, к которым нужно прислушаться. По другому они не понимают - ведь обратная связь с их стороны была отключена. Вы ее пытаетесь восстановить, да?
ВГ: Абсолютно!
ТГ: Так и есть.
Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook: https://www.facebook.com/activist.msk/