Пренеприятное известие: к вам едет "Ревизорро"
общественный деятель
«Лена Летучая идёт на Москву», — таков слоган нового сезона программы «Ревизорро» на канале «Пятница». И действительно, уже несколько месяцев подряд съёмочная группа программы «терроризирует» кухни московских ресторанов и вытряхивает наружу всё «грязное бельё» московских гостиниц.
Особенно много шума в социальных
сетях наделал случай в ресторане «Одесса-Мама» в Кривоколенном переулке
(раньше там была легендарная «Билингва»), который попал в сюжет о современных и модных заведениях Москвы.
На видео были выявлены не самые большие нарушения —
по сравнению со многими ранее «отревизоренными» местами. Однако
во второй половине проверки появляется мужчина, который был крайне
не согласен с проведением проверки и вообще съемкой передачи, заявил,
что всё, что происходит на кухне, — это коммерческая тайна. Мужчина
в какой-то момент настолько разозлился, что сначала на несколько секунд
закрыл дверь холодильника, куда зашла телеведущая для проверки
маркировки на продуктах, а потом еще и «уронил» ведро с водой неподалеку
от Летучей, искавшей пыль в зале ресторана.
Многих предпринимателей взбудоражил вопрос: «Как можно законно не пустить «Ревизорро» в своё заведение?»
Ответ: никак.
На стороне передачи находится и Конституция Российской Федерации (ст. 29 п.4), и Федеральный закон «О средствах массовой информации» (ст.47 о правах журналиста), и Постановление Правительства РФ №1036 (пп.14-15 Приложения с Правилами оказания услуг общественного питания).
Особо отметим, что ссылка в пункте 15 вышеуказанных Правил на коммерческую тайну имеет свои границы. Они обозначены самим Федеральным законом «О коммерческой тайне»: в статье 5
закона прямым текстом указано, что НЕ МОЖЕТ являться коммерческой
тайной информация о «безопасности пищевых продуктов и других факторах,
оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного
функционирования производственных объектов, безопасности каждого
гражданина и безопасности населения в целом».
Так что посетители, да еще и с пресс-картой действительно
имеют право заглянуть в каждый уголок вашего заведения, снять всё, что
увидели, и потом показать это в эфире телеканала — но, однозначно,
на условиях обоснованности претензий.
Отдельно
остановимся на мнениях некоторых юристов, которые они публикуют
в социальных сетях, относительно того, что якобы всё-таки можно
не пустить съёмочную группу «Ревизорро». Самые популярные аргументы —
про частную собственность и про внутренние правила заведения.
Оба эти аргумента не выдерживают критики: даже если
собственность частная — она используется для предприятия общественного
питания, которое подпадает под действие упомянутых выше Правил оказания
таких услуг и открыто для всех; что касается внутренних правил —
вы можете не пустить Летучую, только если вы закрытое, клубное
заведение, где в правилах написано, что посетители — это только члены
клуба, либо посетителей по очень жестким прописанным критериям фильтрует
фейс-контроль (и вы прямо распорядились не пускать конкретных людей,
людей с камерами и иным оборудованием). Согласитесь — это всё
не подходит под описание обычной кафешки?
Что же делать?
Всё довольно банально. Нам всем придётся жить с тем, что
помимо условных санитаров и пожарных с проверкой может нагрянуть
программа «Ревизорро» и её последователи. Вот несколько советов
предпринимателям.
- Старайтесь найти вменяемых менеджеров, которые будут тщательно следить за выполнением санитарных норм и не будут терпеть сотрудников, систематически нарушающих эти нормы.
Даже если они никому не нравятся, кажутся устаревшими, местами оторванными от жизни и рассчитанными на советский столовский общепит — это действующие санитарные нормы и правила оказания услуг, это подзаконные акты федерального уровня, и всем придётся их выполнять. Нормы эти могут поменяться на более разумные — либо в результате поворота каких-то шестерёнок в государственной машине, либо в результате коллективных обращений от участников рынка.
Отметим, что при подготовке материала мы обратились в Минпромторг, где, по слухам, готовятся новые правила оказания услуг общественного питания, однако устный запрос о вероятных обновлениях не был принят, и нас попросили отправить письменный запрос.
- Также следите за тем, чтобы менеджер был вежлив с любыми, вообще любыми посетителями, и был доступен на случай проверки. Сопровождение проверки должно быть его обязанностью. Обучите его соглашаться с обоснованной критикой и стремиться устранить замечания.
При этом совсем не нужно оправдываться, объяснять больше, чем требуется, и уж тем более абсолютно недопустимо придумывать ложные объяснения. Всё это особенно важно, когда на кону репутация ресторана не только в глазах пары-тройки посетителей и их знакомых, а в глазах аудитории не самого последнего телеканала и его подписчиков на YouTube.
Уж лучше промолчать и согласиться с обоснованной критикой, чем выставить свой бизнес сразу в очень плохом свете ложью, юлением и уж тем более хамским и агрессивным поведением. Всё это намного хуже, чем собственно нарушения.
Кроме того, вежливостью и согласием с обоснованными нареканиями вы сделаете материал «Ревизорро» скучным, и он даже может не выйти — поскольку рейтингов на нём не заработать.
- Важно: если вы заметили, что в вышедшей о вашем заведении передаче всё-таки не вся критика объективна и обоснована, присутствуют спекуляции (есть фразы «там могут быть тараканы» или «наверняка тут можно найти кишечную палочку» или «Летучую накормили «каками» — хотя ничего этого нет на видео) — вы можете подать в суд о защите деловой репутации и потребовать удаления ролика и опровержения со стороны телеканала. Как минимум, один ресторатор из Владивостока уже выиграл серию судов на таком основании.
- При подготовке материала мы обнаружили в социальных сетях информацию о том, что якобы сотрудники программы «Ревизорро» якобы пишут электронные письма перед тем, как прийти в некоторые заведения, с предложением откупиться от негативного отзыва. Возможно, это утка от обиженных рестораторов, однако если такие письма действительно кому-то поступали, вы имеете право обратиться в Прокуратуру с заявлением о вымогательстве (ст.163 УК РФ). Также стоит сообщить об этом случае и о вашем обращении в прокуратуру честным журналистам, указывая на злоупотребление правами журналистов — использование этих прав для совершения противоправных действий, что запрещено Федеральным законом «О средствах массовой информации».
Почему вообще программа «Ревизорро» оказалась так популярна, и что это за феномен такой?
Дело в том, что людям любопытно смотреть передачи, где журналисты показывают суть каких-то явлений, сравнивают их,
показывают, как устроены и как работают предприятия, из чего делаются
те или иные продукты.
Признайтесь: вы же сами, наверняка, с интересом смотрите
программы о том, как делают шариковые ручки, газировку или как собирают
мотоциклы ручной работы, «прокачивают тачки», делают ремонты и тому
подобное? Так вот «Ревизорро» — и её предшественники вроде «Знака
качества» — это прямые сородичи программ типа «Как всё устроено».
Кроме того, «Ревизорро» — это некий экшн, суррогатная попытка поиска правды и справедливости здесь и сейчас, практически в прямом эфире.
Такой аспект этого шоу интересен зрителю из-за того, что вокруг полно несправедливости, нарушений, но совсем в других сферах, табуированных в крупных медиа.
Представляете, что было бы, если бы Летучая ходила
и проверяла капитальный ремонт в вашем доме, или работы по контрактам
на благоустройство, или, не дай бог, выборы или отдел полиции в вашем
районе, и показывала бы это на всю страну? Уже завтра возмущенные жители
стояли бы на улицах с самыми интересными требованиями к властям.
Нужно ли это холдингу «Газпром-Медиа»? Полагаем, что нет. Хотя рейтинги зашкалили бы.
Нужно ли это холдингу «Газпром-Медиа»? Полагаем, что нет. Хотя рейтинги зашкалили бы.
Зато в нынешнем формате получается как бы безопасный
«телепродукт» — вроде и экшн есть, и рейтинги, и недовольны передачей
«всего лишь» предприниматели. И даже ТЭФИ-2016 дали в номинации
«Журналистское расследование».
А настоящими расследованиями пусть занимаются где-то
в выдавленной из больших эфиров тусовке общественно-политических
журналистов и активистов.
Немаловажно еще, что у передачи «Ревизорро» есть сеть
сторонников, которые используют приложение «Ревизона» для частных
проверок и отзывов о заведениях, а учитывая агрессивность сюжетов
передачи — фанаты иногда тяготеют к агрессии.
Это уже скорее общемировой тренд вовлечения людей в подобный экшн.
По сути мы наблюдаем кризис новой прозрачности на фоне тотальной «мобилизации» — много у кого есть хотя бы самый простецкий смартфон, дающий безлимитные возможности доступа к информации и участия в ее создании.
Например, недавно рестораторы в США негодовали от того, что
очень многие люди стали злоупотреблять порталом отзывов Yelp: приходили
и вели себя как супер-требовательные ресторанные критики и издевались
над ресторанами, требуя под угрозой плохого отзыва халявы и не
предусмотренного сервиса. Ситуация настолько накалилась, что даже была
смачно осмеяна в нескольких выпусках популярного сатирического сериала
«Южный Парк» (South Park).
В России сравнимый хаос вносят региональные порталы для отправки жалоб типа «Наш Город Москва» (и аналогичные порталы Московской области и Санкт-Петербурга), а также всякие электронные приемные государственных органов.
В России сравнимый хаос вносят региональные порталы для отправки жалоб типа «Наш Город Москва» (и аналогичные порталы Московской области и Санкт-Петербурга), а также всякие электронные приемные государственных органов.
Желание
людей быть услышанными, желание почувствовать, что они могут повлиять
на жизнь вокруг себя всего в один клик, создаёт завалы обоснованных
жалоб, и органы, которые не привыкли систематически работать в рамках
своих стандартных функций, обязанностей по договорам и нормативов,
категорически не справляются с натиском «слишком поумневших» граждан.
Дошло до того, что на мэрском портале «Наш Город Москва»
закрыли раздел обращений по нарушениям содержания многоквартирных домов,
часто модераторы необоснованно отклоняют жалобы, а коммунальщики начали
угрожать и нападать на самых активных жалобщиков.
Отличилась и Прокуратура города Москвы: в ответ на завалы
жалоб она ввела в код страницы своей электронной приёмной правило, включающее кнопку «Отправить» только в рабочее время рабочих дней.
Что же делать в условиях таких тектонических изменений, основанных на тотальной «мобилизации»?
Пожалуй, только адаптироваться. Ведь даже если недостатки
чьей-то работы не попали в сюжет «Ревизорро» или «Знака качества», или
«Городового», или иных программ, это не спасёт от опубликования
информации. Ведь теперь каждый сам себе журналист: взял да и выложил
фото с комментарием в соцсети.
Кажется даже, что
благодаря массовой «мобилизации» людей по всему миру мы присутствуем
при рождении института публичной репутации в России — и рождение ее,
конечно же, происходит в муках.
Там, где этот институт уже давно есть, сначала так
же боялись единичных газетных колумнистов-критиков, а теперь с этим
мобильным самсебежурнализмом и сетевыми технологиями все усложняется,
становится важным соответствовать ежеминутно, а не только для
пиар-репортажей и заранее согласованных проверок.
Понятно, что за 25 лет от распада СССР произошёл
колоссальный прогресс: залы ресторанов стали ежеминутно приличными,
чистыми, там перестали хамить даже самым сумасбродным, недовольным
и нетрезвым клиентам, но теперь настал следующий этап: за фасадом,
на кухне должно быть всё как следует тоже ежеминутно — ведь туда вполне
могут заглянуть и потом рассказать на всю страну об увиденном люди,
потерявшие страх и узнавшие свои права благодаря информационным
технологиям.
Скажем больше: желание не пускать «Ревизорро» — это не просто «не в тренде», но это настолько архаика, что до Гиляровского можно договориться.Выбор нынче таков: либо ты дикарь и эдакий луддит, как пресловутые коммунальщики в Москве, бьющие людей за электронные жалобы вместо улучшения сервиса, — либо ты соглашаешься, что жизнь поменялась, стала прозрачнее, и играешь по новым правилам.
Если кто забыл, в его воспоминаниях о Москве не раз и не
два упоминается царивший в современной ему Москве принцип «не обманешь —
не продашь».
Вы хотите, чтобы современные хроникёры так же написали
о вас в своих мемуарах?
Источник: блог Варвары Грязновой на сайте "Эхо Москвы"Вы хотите, чтобы спустя сто лет потомки обнаружили, что вы и ваше заведение работали по принципу «не обманешь — не продашь»?